Новая публикация блога "В мире ИТ" представляет собой беглый, черновой набросок, посвященный творчеству советского писателя-фантаста Александра Беляева. В заметке на нить занимательных событий биографии знаменитого писателя нанизана фактология достижений автора в научной фантастике или фантастической науке. Творчество писателя по сию пору будоражит пытливые умы, несмотря на то, что вспоминают его в публичном пространстве нечасто. Можно с уверенностью утверждать, что Александр Беляев - один из тех, кто определил не только лицо советской научной фантастики, но и в определенной степени задал парадигмы научного поиска не только для отечественных ученых, но и исследователей всего мира. Смелые идеи, выпукло обрисованные в его произведениях, вдохновляли многих на личный поиск и даже на научный подвиг. Надеемся, что во всех случаях этот подвиг послужил на благо человечества. Именно на примере творчества этого писателя можно отчетливо осознать, насколько слово талантливого, а, возможно, и гениального человека, является орудием и средством достижения социально значимых целей. Еще раз стоит оговориться, что полюс, к которому ведет достижение этих целей - это основной критерий, который должен руководить исследователем, вступившим на путь глобальных научных свершений.
Писатель Александр Романович Беляев |
Александр Романович Беляев родился 4 марта (по новому стилю 16) 1884 года в Смоленске, небольшом захолустном губернском городе, в доме на Большой Одигитриевской улице. Несмотря на этот благоприятный знак, судьбой было суждено будущему писателю жить в самые горячие годы сначала царской России, а затем молодой Советской страны. Сегодня Беляев заслуженно занимает почетное место русского советского писателя, классика мировой научной фантастики. Он - автор 17 романов, десятков повестей, рассказов, очерков, пьес, сценариев. За пятнадцать лет писательства Александр Беляев внес неоценимый вклад в фантастическую литературу мира.
Александр Романович Беляев |
Александр рос и вырос в семье духовного лица. У него были сестра и брат, которые умерли молодыми (сестра Александра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного факультета, утонул во время прогулки на лодке).
Беляев с детства увлекался музыкой, самостоятельно освоил игру на фортепиано и скрипке.
В молодости Александр Беляев изобрел стереоскопическую проекционную лампу, которую широко применяли в кинематографе.
Фильм, снятый по книге писателя "Голова профессора Доуэля", можно без преувеличения назвать атмосферным, суггестивным и психоделичным. Антониони в фантастике. Погружаясь в него сегодня, можно определенно сделать вывод, что создатели наполнили свою киноленту смыслами и символами, вряд ли понятными советскому человеку. Только спустя годы, в эпоху информационного бума, эти смыслы становятся хотя бы частично доступными для дешифровки. ...Вспоминается эпизод картины, который в далеком советском детстве поражал только вычурной, принужденной, экзотической интонацией и звенящим ударением в хорошо всем знакомом слове "ракушка" - рАкушки. У Менакера этот аудиовизуальный момент явно обладает триггерным или якорным значением. Для большинства советских людей, в том числе и автора этого блога, эпизод больше всего напоминал ностальгическую отсылку к минувшему. Фантасмагорическое напоминание о былых обычаях отдыха богатых жителей монархической империи на престижном юге. Сегодня, у вдумчивого зрителя всплывет перед глазами великолепное криптополотно Ботичелли "Рождение Венеры". И невольно придут на ум современные достижения науки: клонирование, коррекция генома, репликация, трансгуманизм и прочий киберпанк. Но в то же мгновение пронзительная и душная советская дистопия начнёт сиять новой радугой смыслов. Даже если в этой радуге есть только переливы всевозможных оттенков темного. Любопытно выглядит и перевод названия фильма на английский: Testament profesora Dowella. Как говорится: буду делать хорошо, и не буду - плохо. Как завещал великий... Маяковский. Причудливо переплетается сюжетная канва событий и фигур в 20-30х годах 20 века. И не менее занимательно ее отражение - в книгах, музыке, фильмах, картинах...
Изначально «Голова профессора Доуэля» была рассказом, но со временем автор переработал материал в увлекательный роман.
- 1961 – Человек-амфибия (СССР) – по одноименному роману
- 1967 – Продавец воздуха (СССР, телефильм) – по одноименному роману
- 1984 – Завещание профессора Доуэля (СССР) – по роману «Голова профессора Доуэля»
- 1987 – Остров Погибших Кораблей (СССР) – по одноименному роману
- 1987 – С роботами не шутят (СССР, эпизод передачи «Этот фантастический мир») – по рассказу «Сезам, откройся!!!»
- 1990 – Спутник планеты Уран (СССР, Узбекфильм) – по мотивам романа «Ариэль»
- 1992 – Ариэль (Россия-Украина) – по одноименному роману
- 1993 – Подводные путешественники (Падводныя вандроўнікі, Беларусь) – по повести «Подводные земледельцы»
- 1994 – Дожди в океане (Россия) – антиутопия по мотивам романа «Остров Погибших Кораблей»
- 2004 – Человек-амфибия (Россия, 4-х серийный телефильм) – по одноименному роману
- 2006 – Александр Беляев. Бунт Ихтиандра (Россия) – документальный фильм о писателе
- 2009 – Книги, которые сбываются... Александр Беляев (Россия) – телепередача из цикла «Тайные знаки»
- 2009 – Рожденный летать. Александр Беляев (Россия) – документальный фильм
- 2009-2010 – Охота на Большую Медведицу (Россия, Пермь) – любительский короткометражный фильм по одноименному рассказу
- 2013 – Последний человек из Атлантиды (Россия) – мультфильм по мотивам романа «Человек-амфибия»
- 2020 – Беляев. Когда погаснет свет (Россия) – документальная лента с игровыми вставками
- 2020 – Человек-амфибия (Россия) – мюзикл, поставленный Государственным академическим музыкальным театром Республики Крым
Находясь в больнице, Александр Беляев писал стихи, изучал биологию, историю, медицину и другие науки.
Александр Беляев был женат три раза.
В 1990 году Союз писателей СССР учредил Премию Александра Беляева, присуждаемую произведениям искусства и научной фантастики.
Александр Беляев |
1926 – Человек, который не спит1926 – Гость из книжного шкапа1927 – Над бездной1929 – Творимые легенды и апокрифы1. Человек, который не спит2. Случай с лошадью3. О блохах4. Человек-термо1929 – Чертова мельница1929 – Амба1930 – Хойти-Тойти1936 – Ковер-самолет
Писатель-фантаст Советской России Александр Беляев |
Творчество Беляева художественно неравномерно. Наряду с романами и рассказами, отличающимися смелым полетом мысли и ярким сюжетом встречаются относительно слабые произведения. В них нет науки, действие застаивается.
«Язык Беляева серый, невыразительный. Она редкостной плоскостности. Бульварный стиль сочетается с научным и журналистским жаргоном. Этот язык существует только как опора для событий [и] смертельно зажат в тисках клише. Освобожденный от корсета приключений и памфлета, он распадается и становится бесформенным. Беляев разделяет этот порок речи со всеми своими коллегами-фантастами… 1930-х, 40-х и 50-х годов », - писали о нем критики.
- Оживление человеческих органов (Голова профессора Доуэля, 1924)
- Пересадка человеческих органов (Голова профессора Доуэля, 1924)
- Корабли попадающие в Саргассово море, из-за внутренних течений могут сбиться в кучу и образовать своеобразный остров (Остров погибших кораблей, 1926)
- Атланты, после гибели Атлантиды, помогли создать на Земле великие цивилизации в Европе, Азии, Африке и Америке (так, например, бог инков Кетцалькоатль был главным военачальником империи атлантов) (Последний человек из Атлантиды, 1926)
- Усиление человеческих мыслей (биотоков) для массового гипноза. Телепатия (Властелин мира, 1926)
- Идея глубокого охлаждения человеческого организма с целью погружения в анабиоз (Ни жизнь, ни смерть, 1926)
- Аппарат для чтения мыслей (Идеофон, 1926)
- В горах Гималаев может сохраниться до наших дней кроманьонец. Снежный человек (Белый дикарь, 1926)
- Способность человека не спать совсем принимая специальные таблетки (Человек, который не спит, 1926)
- Способность человеческого мозга работать двумя полушариями в отдельности, позволяющая делать сразу два дела (Человек, который не спит, 1926)
- Создание действующей модели Вселенной. Микрокосм (Гость из книжного шкапа, 1926)
- Уменьшение связей между атомами. Человек может проходить сквозь предметы (Гость из книжного шкапа, 1926)
- Внушение, телепатия (Над бездной, 1927)
- Человек с жабрами, способный жить и воде и на суше (Человек-амфибия, 1928)
- Опасность неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов (Вечный хлеб, 1928)
- Использование роботов-машин (Сезам, откройся!!!, 1928)
- Одичание человека, поставленного в первобытные условия (Мертвая голова, 1928)
- Изменение человеческого тела с помощью воздействия на гипофиз (Человек, потерявший лицо, 1929)
- Получение жидкого воздуха и транспортировка его на Марс (Продавец воздуха, 1929)
- Торговля с инопланетянами (марсианами) (Продавец воздуха, 1929)
- «Метеорологическая бомба» – сосуд, начиненный жидким воздухом (Продавец воздуха, 1929)
- Превращение и видоизменение химических элементов, изменяя их атомную структуру (Золотая гора, 1929)
- Применение оружия в виде направленного пучка тока высокой частоты (Золотая гора, 1929)
- В результате воздействия электрического тока на мозг человек возможно пробудить в нем первобытные инстинкты (Инстинкт предков, 1929)
- Остановка и обратимость времени, если с большой скорость постоянно лететь на запад, обгоняя вращение Земли (Держи на Запад! 1929)
- Удалением определенной части мозга можно заставить лошадь, да и человека, ходить только прямо, напрочь разучив его сворачивать (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
- С помощью некоторых вытяжек и бычьей крови была выращена блоха, размером с человеческий рост (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
- С помощью коротковолнового радио пущен узконаправленный пучок волн и у человека в его пределах так перестраивался организм, что температура тела повышалась на несколько десятков градусов (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
- Замедление скорости света в результате прохождения между Землей и Солнцем какого-то космического облака (Светопреставление, 1929)
- Герой побывал раком и понял какая эта страшная пытка – линька (Легко ли быть раком? 1929)
- С помощью химического раствора и электричества возможность оживления человеческих органов: рук, ног и т.д. (Чертова мельница, 1929)
- Оживление человеческого мозга, который существует отдельно от тела (Амба, 1929)
- Выращивание морской капусты на морском дне в подводных городах (Подводные земледельцы, 1930)
- Замена мозга животного человеческим (Хойти-Тойти, 1930)
- Полет на ракете, построенной по схемам Циолковского, на Венеру (Прыжок в ничто, 1933)
- Дальние перелеты планеров, поддержание полета которых обеспечивалось бы расставленными на некотором расстоянии столбов, выбрасывающих вверх воздушную струю – воздушных столбов (Воздушный корабль, 1934)
- Полет на дирижабле в верхних слоях атмосферы, который, паря в мощных воздушных течениях может обходится без какой-либо энергии, покрывая при этом большие расстояния (Воздушный корабль, 1934)
- Самолет, летящий в тропосфере как обыкновенный самолет, а в стратосфере – как ракета (Слепой полет, 1935)
- Применение телевидения для передачи на огромные расстояния и для исследования подводных глубин (теперь это обычная реальность) (Чудесное око, 1935)
- Расщепление химических элементов (философский камень) (Чудесное око, 1935)
- С помощью законов физики тонких пленок был создан материал (сплав магния и бериллия), состоящий из множества миниатюрных ячеек-пузырьков, которые были заполнены водородом. И этот материал мог летать (Ковер-самолет, 1936)
- Орбитальная станция (Звезда КЭЦ, 1936)
- Атмосферная электростанция, использующая энергию атмосферных разрядов (Звезда КЭЦ, 1936)
- Оазис за Полярным кругом за счет направленного из космоса пучка солнечной энергии, отраженной от большого вогнутого зеркала (Звезда КЭЦ, 1936)
- Научно изучив причину возникновения смеха, можно поставить смех на поток, и даже убивать с его помощью (Мистер Смех, 1937)
- Победа над старением и увеличение работоспособности мозга в частности за счет «подпитки» его электрическими разрядами (Лаборатория Дубльвэ, 1938)
- Аппарат, подсоединяемый к зрительному нерву, позволяющий видеть электрическое поле и даже отдельные электроны (Невидимый смех, 1938)
- Получение энергии путем аккумуляции потока космических лучей и применение ее в военных целях (Замок ведьм, 1939)
- Омоложения организма, победа над усталостью, возможность не спать и никогда не уставать за счет введения в тело искусственных радиоактивных элементов (Анатомический жених; Когда погаснет свет, 1940)
- Управление броуновским движением и молекулами силой мысли, отчего человек может теперь летать (Ариэль, 1941)
Не забудьте, дорогие читатели, следить за тем, чтобы эти открытия были на пользу человечеству.
Мне эту встречу вспоминать не трудно,Соединяя с нынешним сейчас,А он, ведя корабль высокотрубный,Какой ценой в грядущем видел нас?И не легко жилось ему, пожалуй,И одобренье редко слышал он,Но никогда не доходил до жалоб,В свои предначертания влюблен.И называл себя он инженером,Конструктором идей грядущих лет,А свой талант ценил он скромной меройИ признавался мне: «Я не поэт».Но он поэтом был тогда и ныне,Нам дорог звездный свет его дорогИ юноша, плывущий на дельфине,Трубящий звонко в свой волшебный рог!
Всеволод Азаров. Александру Беляеву посвящается. Газета "Вперед"
Александр Беляев, классик мировой фантастики |
Фантастический роман Фрэнка Герберта "Дюна" в современной поп-культуре
Гарри Гаррисон и его "Стальная крыса". Обзор технических новшеств книги. Часть 1
Гарри Гаррисон и его "Стальная крыса". Обзор технических новшеств продолжения. Часть 2
#technologies
Комментарии
Отправить комментарий