Объявление

Фантастика Александра Беляева

 

 

Новая публикация блога "В мире ИТ" представляет собой беглый, черновой набросок, посвященный творчеству советского писателя-фантаста Александра Беляева. В заметке на нить занимательных событий биографии знаменитого писателя нанизана фактология достижений автора в научной фантастике или фантастической науке. Творчество писателя по сию пору будоражит пытливые умы, несмотря на то, что вспоминают его в публичном пространстве нечасто. Можно с уверенностью утверждать, что Александр Беляев - один из тех, кто определил не только лицо советской научной фантастики, но и в определенной степени задал парадигмы научного поиска не только для отечественных ученых, но и исследователей всего мира. Смелые идеи, выпукло обрисованные в его произведениях, вдохновляли многих на личный поиск и даже на научный подвиг. Надеемся, что во всех случаях этот подвиг послужил на благо человечества. Именно на примере творчества этого писателя можно отчетливо осознать, насколько слово талантливого, а, возможно, и гениального человека, является орудием и средством достижения социально значимых целей. Еще раз стоит оговориться, что полюс, к которому ведет достижение этих целей - это основной критерий, который должен руководить исследователем, вступившим на путь глобальных научных свершений.

Писатель Александр Романович Беляев

Александр Романович Беляев родился 4 марта (по новому стилю 16) 1884 года в Смоленске, небольшом захолустном губернском городе, в доме на Большой Одигитриевской улице. Несмотря на этот благоприятный знак, судьбой было суждено будущему писателю жить в самые горячие годы сначала царской России, а затем молодой Советской страны. Сегодня Беляев заслуженно занимает почетное место русского советского писателя, классика мировой научной фантастики. Он - автор 17 романов, десятков повестей, рассказов, очерков, пьес, сценариев. За пятнадцать лет писательства Александр Беляев внес неоценимый вклад в фантастическую литературу мира. 

Александр Романович Беляев

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

Александр Беляев (1884-1942) - писатель, корреспондент, журналист и юрист.
Александр рос и вырос в семье духовного лицаУ него были сестра и брат, которые умерли молодыми 
(сестра Александра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного факультета, утонул во время прогулки на лодке).

Александр Беляев. Небесный гость



Беляев с детства увлекался музыкой, самостоятельно освоил игру на фортепиано и скрипке.

Александр Беляев. Властелин мира



В молодости Александр Беляев изобрел стереоскопическую проекционную лампу, которую широко применяли в кинематографе.

Александр Беляев. Ариэль


Отец мечтал, чтобы Александр, как и он,  стал священником. Он определил сына в духовную семинарию, но после ее окончания Беляев стал ярым атеистом.

Александр Беляев. Человек-амфибия

По окончании семинарии будущий писатель играл в театре, где ставились спектакли Гоголя, Достоевского и других классиков.

Александр Беляев. Голова профессора Доуэля


Хотя Александр Беляев не очень интересовался юриспруденцией, он решил поступать на юридический факультет.

Александр Беляев, писатель-фантаст

В жизни Беляева были периоды, когда он испытывал серьезные материальные трудности. И тогда писатель работал репетитором, создавал декорации, играл в оркестре и писал статьи для местной газеты.

Советский писатель-фантаст Александр Романович Беляев


Александра Беляева называли «русским Жюлем Верном» за огромный вклад в развитие советской и мировой фантастики.

Постер советского фильма "Завещание профессора Доуэля"

Фильм, снятый по книге писателя "Голова профессора Доуэля", можно без преувеличения назвать атмосферным,  суггестивным и психоделичным. Антониони в фантастике. Погружаясь в него сегодня, можно определенно сделать вывод, что создатели наполнили свою киноленту смыслами и символами, вряд ли понятными советскому человеку. Только спустя годы, в эпоху информационного бума, эти смыслы становятся хотя бы частично доступными для дешифровки. ...Вспоминается эпизод картины, который в далеком советском детстве поражал только вычурной, принужденной, экзотической интонацией и звенящим ударением в хорошо всем знакомом слове "ракушка" - рАкушки.  У Менакера  этот аудиовизуальный момент явно обладает триггерным или якорным значением. Для большинства советских людей, в том числе и автора этого блога,  эпизод больше всего напоминал ностальгическую отсылку к минувшему. Фантасмагорическое напоминание о былых обычаях отдыха богатых жителей монархической империи на престижном юге. Сегодня, у вдумчивого зрителя всплывет перед глазами великолепное криптополотно Ботичелли "Рождение Венеры".  И невольно придут на ум современные достижения науки: клонирование, коррекция генома, репликация, трансгуманизм и прочий киберпанк. Но в то же мгновение пронзительная и душная советская дистопия начнёт сиять новой радугой смыслов. Даже если в этой радуге есть только переливы всевозможных оттенков темного.  Любопытно выглядит и перевод названия фильма на английский: Testament profesora Dowella. Как говорится: буду делать хорошо, и не буду - плохо. Как завещал великий... Маяковский. Причудливо переплетается сюжетная канва событий и фигур в 20-30х годах 20 века. И не менее занимательно ее отражение - в книгах, музыке, фильмах, картинах...


В 31 год писатель заболел костным туберкулезом позвонков, вызвавшим паралич ног. В результате он был прикован к постели шесть лет, из них три года пролежал в гипсовом корсете. Тяжелое состояние побудило Беляева написать знаменитый роман «Голова профессора Доуэля».




Изначально «Голова профессора Доуэля» была рассказом, но со временем автор переработал материал в увлекательный роман.

Фигура безумного профессора, увлеченного своим могуществом и властью над природой и человеком, возможностью менять мир по своему произволу и разумению занимает умы лучших писателей Советской России того времени. Вслед за Гете, первым рассказавшем миру о человеке, продавшем душу не за личные привилегии, а за знания, писатели, донесшие до нас свои мысли о новом в послереволюционной России, в один голос твердят, что страну посетила нечистая сила. Наиболее мощно об этом заявил Булгаков. Его слово о противоестественных экспериментах над человеком, человеческим сообществом и природой проторило путь к сердцам читателей и для произведений таких мастеров как Алексей Толстой, Лазарь Лагин и Ольга Ларионова. 



Что хотел сказать нам Беляев о голове профессора Доуэля? Неужели такой профессор стоял во главе всей тогдашней вакханалии? Реальность менял одержимый ученый, вставший на сторону так называемой тьмы? Что гениальный ученый-авантюрист попал во власть проходимцев, которые с его помощью меняли окружающее (сюжет великолепно развили впоследствии А. и Б. Стругацкие в "Отеле у погибшего альпиниста")? Профессор "делай хорошо" - звучит и как призыв, и как ультиматум. Экранизация книги получила пафосное название "Завещание профессора Доуэля" или тестамент. Последний термин опять привносит нотку дьявольщины в историю ученого. Недаром интернет последних лет полон рассказов о завещании некоего Граветта, он же - сам сатана. Интересное сочетание - страна атеистов под властью отпетых мистиков. Сегодня только немногие из нас могут разобраться до конца во всей этой пафосной чертовщине. Те, кто без прикрас понимают, что словом "дьявол, демон" обозначена главная враждебная сила, действующая против человека. В переводе эти термины обозначают разрушение и демонтаж. 

Творчество писателя пришлось по вкусу и советским и современным кинематографистам. Фильмография экранизаций произведений автора достаточно внушительна:
  • 1961 – Человек-амфибия (СССР) – по одноименному роману
  • 1967 – Продавец воздуха (СССР, телефильм) – по одноименному роману
  • 1984 – Завещание профессора Доуэля (СССР) – по роману «Голова профессора Доуэля»
  • 1987 – Остров Погибших Кораблей (СССР) – по одноименному роману
  • 1987 – С роботами не шутят (СССР, эпизод передачи «Этот фантастический мир») – по рассказу «Сезам, откройся!!!»
  • 1990 – Спутник планеты Уран (СССР, Узбекфильм) – по мотивам романа «Ариэль»
  • 1992 – Ариэль (Россия-Украина) – по одноименному роману
  • 1993 – Подводные путешественники (Падводныя вандроўнікі, Беларусь) – по повести «Подводные земледельцы»
  • 1994 – Дожди в океане (Россия) – антиутопия по мотивам романа «Остров Погибших Кораблей»
  • 2004 – Человек-амфибия (Россия, 4-х серийный телефильм) – по одноименному роману
  • 2006 – Александр Беляев. Бунт Ихтиандра (Россия) – документальный фильм о писателе
  • 2009 – Книги, которые сбываются... Александр Беляев (Россия) – телепередача из цикла «Тайные знаки»
  • 2009 – Рожденный летать. Александр Беляев (Россия) – документальный фильм
  • 2009-2010 – Охота на Большую Медведицу (Россия, Пермь) – любительский короткометражный фильм по одноименному рассказу
  • 2013 – Последний человек из Атлантиды (Россия) – мультфильм по мотивам романа «Человек-амфибия» 
  • 2020 – Беляев. Когда погаснет свет (Россия) – документальная лента с игровыми вставками 
  • 2020 – Человек-амфибия (Россия) – мюзикл, поставленный Государственным академическим музыкальным театром Республики Крым

Находясь в больнице, Александр Беляев писал стихи, изучал биологию, историю, медицину и другие науки.

"Завещание профессора Доуэля"



Александр Беляев был женат три раза.



Беляев много читал. Он особенно любил творчество Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского.

Заметка Александра Беляева


С юности Александра Беляева привлекало революционное движение. Он находился под негласным надзором жандармерии.

Советская научная фантастика

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Беляев отказался от эвакуации и вскоре умер от прогрессирующей болезни. Точное место захоронения писателя и сегодня остается неизвестным.

"Человек-амфибия"



В своих работах писатель предсказал множество изобретений, которые появились лишь спустя десятилетия.

Александр Беляев с семьей



В 1990 году Союз писателей СССР учредил Премию Александра Беляева, присуждаемую произведениям искусства и научной фантастики.

Александр Беляев, советский писатель



Александр Беляев - один из немногих советских писателей, посвятивших все свое творчество научной фантастике. В жизни Беляева есть трагический эпизод, который многое раскрывает в его натуре. 

Александр Беляев



Однажды ​​у мальчика, носившего обычное имя Александр, появилось необыкновенное желание взлететь в воздух. Как только решил, сразу сделал. Он привязал к рукам метлы, взобрался на крышу амбара и, почти не раздумывая, спрыгнул вниз. 

Советский писатель-фантаст



Он вовсе не нашел прыжок неприятным, он взволнованно сделал второй и третий; но в конце концов он сломал позвоночник и был прикован к постели. 

Александр Беляев



Одно время близким писателя казалось, что Александр идет на поправку. Но в 1916 году разразилась эпидемия костного туберкулеза - тяжелой болезни, болевые приступы которой заставили будущего писателя носить ортопедический корсет до конца жизни. 

Александр Беляев, фантаст

Однако ничто не могло остановить полет воображения юноши. Освободить людей от ограничений, наложенных на них природой, в надежде, несомненно, иллюзорной, что это освобождение сделает человечество хозяевами своей судьбы - такова была мечта Беляева, заключенного в четырех стенах больничной палаты. 


В 1926 году в издательстве «Земля и фабрика» выходит первая книга Александра Беляева – сборник рассказов под названием «Голова профессора Доуэля». Кроме заглавного, в сборнике было еще два рассказа – «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкапа», которые начинали историю невероятных изобретений профессора Вагнера. Эти рассказы позднее были объединены, и сейчас известны как «Изобретения профессора Вагнера». Этот цикл рассказов Беляев писал в период с 1926 по 1935 год. 

Вся серия состоит из девяти  рассказов:

1926 – Человек, который не спит
1926 – Гость из книжного шкапа
1927 – Над бездной
1929 – Творимые легенды и апокрифы
1. Человек, который не спит
2. Случай с лошадью
3. О блохах
4. Человек-термо
1929 – Чертова мельница
1929 – Амба
1930 – Хойти-Тойти
1936 – Ковер-самолет

В цикле о профессоре Вагнере А. Беляев поместил два произведения с одинаковым названием - «Человек, который не спит». В первом случае - это полноценный рассказ, а второе произведение - не что иное, как часть рассказа «Творимые легенды и апокрифы», в котором автор знакомит читателя с героем.

Писатель-фантаст Александр Беляев



Эта идея пронизывает все творчество Беляева. В каждом романе он говорит, о том, что «...человек не совершенен. Приобретя в ходе эволюции многие преимущества по сравнению со животными-хищниками, [человечество] в то же время утратило многое из того, чем обладало на более старых стадиях своего развития… Почему бы не вернуть человеку [эти] способности?».

Писатель-фантаст Советской России Александр Беляев


Творчество Беляева художественно неравномерно. Наряду с романами и рассказами, отличающимися смелым полетом мысли и ярким сюжетом встречаются относительно слабые произведения. В них нет науки, действие застаивается. 


Можно, не слишком опасаясь ошибиться, упрекнуть Беляева в малом количестве философских идей и еще меньше в красноречии и стиле: 

«Язык Беляева серый, невыразительный. Она редкостной плоскостности. Бульварный стиль сочетается с научным и журналистским жаргоном. Этот язык существует только как опора для событий [и] смертельно зажат в тисках клише. Освобожденный от корсета приключений и памфлета, он распадается и становится бесформенным. Беляев разделяет этот порок речи со всеми своими коллегами-фантастами… 1930-х, 40-х и 50-х годов  »,  - писали о нем критики.

Александр Беляев



И все же значение наследия Беляева неоспоримо. Писатель выступил в своем творчестве провидцем, прогнозируя парадигмы развития во многих интереснейших областях биологии и медицины. После большевистской революции все стало возможным: социализм должен позволить людям победить даже саму смерть. Фантаст вместе со всей страной жил радостным ожиданием воплощения в реальность грезившихся завоеваний человеческого духа. Он горько сетовал на тех, кто не умел или не хотел мечтать. 

Александр Беляев


Александр Беляев оставил после себя около 50 научных гипотез, многие из которых уже реализованы или принципиально осуществимы. Только три из них считаются ошибочными. По подсчетам Генриха Альтова из пятидесяти предвидений писателя в жизнь воплотилось восемнадцать:
  1. Оживление человеческих органов (Голова профессора Доуэля, 1924)
  2. Пересадка человеческих органов (Голова профессора Доуэля, 1924)
  3. Корабли попадающие в Саргассово море, из-за внутренних течений могут сбиться в кучу и образовать своеобразный остров (Остров погибших кораблей, 1926)
  4. Атланты, после гибели Атлантиды, помогли создать на Земле великие цивилизации в Европе, Азии, Африке и Америке (так, например, бог инков Кетцалькоатль был главным военачальником империи атлантов) (Последний человек из Атлантиды, 1926)
  5. Усиление человеческих мыслей (биотоков) для массового гипноза. Телепатия (Властелин мира, 1926)
  6. Идея глубокого охлаждения человеческого организма с целью погружения в анабиоз (Ни жизнь, ни смерть, 1926)
  7. Аппарат для чтения мыслей (Идеофон, 1926)
  8. В горах Гималаев может сохраниться до наших дней кроманьонец. Снежный человек (Белый дикарь, 1926)
  9. Способность человека не спать совсем принимая специальные таблетки (Человек, который не спит, 1926)
  10. Способность человеческого мозга работать двумя полушариями в отдельности, позволяющая делать сразу два дела (Человек, который не спит, 1926)
  11. Создание действующей модели Вселенной. Микрокосм (Гость из книжного шкапа, 1926)
  12. Уменьшение связей между атомами. Человек может проходить сквозь предметы (Гость из книжного шкапа, 1926)
  13. Внушение, телепатия (Над бездной, 1927)
  14. Человек с жабрами, способный жить и воде и на суше (Человек-амфибия, 1928)
  15. Опасность неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов (Вечный хлеб, 1928)
  16. Использование роботов-машин (Сезам, откройся!!!, 1928)
  17. Одичание человека, поставленного в первобытные условия (Мертвая голова, 1928)
  18. Изменение человеческого тела с помощью воздействия на гипофиз (Человек, потерявший лицо, 1929)
  19. Получение жидкого воздуха и транспортировка его на Марс (Продавец воздуха, 1929)
  20. Торговля с инопланетянами (марсианами) (Продавец воздуха, 1929)
  21. «Метеорологическая бомба» – сосуд, начиненный жидким воздухом (Продавец воздуха, 1929)
  22. Превращение и видоизменение химических элементов, изменяя их атомную структуру (Золотая гора, 1929)
  23. Применение оружия в виде направленного пучка тока высокой частоты (Золотая гора, 1929)
  24. В результате воздействия электрического тока на мозг человек возможно пробудить в нем первобытные инстинкты (Инстинкт предков, 1929)
  25. Остановка и обратимость времени, если с большой скорость постоянно лететь на запад, обгоняя вращение Земли (Держи на Запад! 1929)
  26. Удалением определенной части мозга можно заставить лошадь, да и человека, ходить только прямо, напрочь разучив его сворачивать (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
  27. С помощью некоторых вытяжек и бычьей крови была выращена блоха, размером с человеческий рост (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
  28. С помощью коротковолнового радио пущен узконаправленный пучок волн и у человека в его пределах так перестраивался организм, что температура тела повышалась на несколько десятков градусов (Творимые легенды и апокрифы, 1929)
  29. Замедление скорости света в результате прохождения между Землей и Солнцем какого-то космического облака (Светопреставление, 1929)
  30. Герой побывал раком и понял какая эта страшная пытка – линька (Легко ли быть раком? 1929)
  31. С помощью химического раствора и электричества возможность оживления человеческих органов: рук, ног и т.д. (Чертова мельница, 1929)
  32. Оживление человеческого мозга, который существует отдельно от тела (Амба, 1929)
  33. Выращивание морской капусты на морском дне в подводных городах (Подводные земледельцы, 1930)
  34. Замена мозга животного человеческим (Хойти-Тойти, 1930)
  35. Полет на ракете, построенной по схемам Циолковского, на Венеру (Прыжок в ничто, 1933)
  36. Дальние перелеты планеров, поддержание полета которых обеспечивалось бы расставленными на некотором расстоянии столбов, выбрасывающих вверх воздушную струю – воздушных столбов (Воздушный корабль, 1934)
  37. Полет на дирижабле в верхних слоях атмосферы, который, паря в мощных воздушных течениях может обходится без какой-либо энергии, покрывая при этом большие расстояния (Воздушный корабль, 1934)
  38. Самолет, летящий в тропосфере как обыкновенный самолет, а в стратосфере – как ракета (Слепой полет, 1935)
  39. Применение телевидения для передачи на огромные расстояния и для исследования подводных глубин (теперь это обычная реальность) (Чудесное око, 1935)
  40. Расщепление химических элементов (философский камень) (Чудесное око, 1935)
  41. С помощью законов физики тонких пленок был создан материал (сплав магния и бериллия), состоящий из множества миниатюрных ячеек-пузырьков, которые были заполнены водородом. И этот материал мог летать (Ковер-самолет, 1936)
  42. Орбитальная станция (Звезда КЭЦ, 1936)
  43. Атмосферная электростанция, использующая энергию атмосферных разрядов (Звезда КЭЦ, 1936)
  44. Оазис за Полярным кругом за счет направленного из космоса пучка солнечной энергии, отраженной от большого вогнутого зеркала (Звезда КЭЦ, 1936)
  45. Научно изучив причину возникновения смеха, можно поставить смех на поток, и даже убивать с его помощью (Мистер Смех, 1937)
  46. Победа над старением и увеличение работоспособности мозга в частности за счет «подпитки» его электрическими разрядами (Лаборатория Дубльвэ, 1938)
  47. Аппарат, подсоединяемый к зрительному нерву, позволяющий видеть электрическое поле и даже отдельные электроны (Невидимый смех, 1938)
  48. Получение энергии путем аккумуляции потока космических лучей и применение ее в военных целях (Замок ведьм, 1939)
  49. Омоложения организма, победа над усталостью, возможность не спать и никогда не уставать за счет введения в тело искусственных радиоактивных элементов (Анатомический жених; Когда погаснет свет, 1940)
  50. Управление броуновским движением и молекулами силой мысли, отчего человек может теперь летать (Ариэль, 1941)


Александр Беляев, "Остров погибших кораблей", цитата

Неудивительно, что один из читателей романа «Голова профессора Доуэля» с трогательной наивностью и откровенностью отправил такое проникновенное послание полюбившемуся автору: «Прочитав эту книгу, я решил заняться медициной, совершить неизвестные науке открытия… ».

Не забудьте, дорогие читатели, следить за тем, чтобы эти открытия были на пользу человечеству.



Для иностранного уха русскоязычный термин «научная фантастика» звучит буквально как «фантастическая наука». Игра слов или фрактал сути? Творчество Александра Беляева дает своеобразный ответ на этот ключевой вопрос: истинная природа фантастики двойственна и зеркальна. Территория хорошей фантастики располагается точно по линии столкновения возможного и невозможного, допустимого и недопустимого, морального и аморального. 



И если автор покидает эту благодатную почву, то волшебный домик его воображения мгновенно рассыпается под тяжестью факторов и событий, характерных только для одной из сторон реального и ирреального. Той, что неправомочно завладела вниманием и пером писателя. И превратила волшебную ткань фантастического повествования в апологию дисгармонического, тупикового, неблагоприятного варианта развития событий. 



Мне эту встречу вспоминать не трудно,
Соединяя с нынешним сейчас,
А он, ведя корабль высокотрубный,
Какой ценой в грядущем видел нас?
И не легко жилось ему, пожалуй,
И одобренье редко слышал он,
Но никогда не доходил до жалоб,
В свои предначертания влюблен.
И называл себя он инженером,
Конструктором идей грядущих лет,
А свой талант ценил он скромной мерой
И признавался мне: «Я не поэт».
Но он поэтом был тогда и ныне,
Нам дорог звездный свет его дорог
И юноша, плывущий на дельфине,
Трубящий звонко в свой волшебный рог!

Всеволод Азаров. Александру Беляеву посвящается. Газета "Вперед"

 

Александр Беляев, классик мировой фантастики


Несомненно, Александр Беляев и его фантастика заслуживает более пристального взгляда, более скрупулезного и детального рассмотрения. И, как обычно, обещаем подписчикам и читателям в случае внимания к публикации, выражающегося в комментариях, замечаниях и эмоциональных откликах расширить горизонт рассмотрения творчества автора и его биографии, дополнить интересными фотокомпозициями и анимациями. Все зависит от вас. И потому

До новых встреч!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:



#soviet-writer, #in-the-world-of-IT, #Александр-Беляев, #science-fiction, #техноблог, #книги, #блог-в-мире-ИТ, #научная-фантастика, #в-мире-ИТ, #technoblog, #scifi

Комментарии