Произведения этого писателя, апологета коммунистической идеи, многим советским людям стали доступны в подростковом возрасте. И у большинства этот период пришелся на времена упадка Советского Союза, усталости от многомерного лицемерия и ханжества этого монстра (есть прекрасный кадр в киноленте "Зеркало для героя", где главный герой, арендуя совершенно ненужную его отцу дачу, видит во дворе ушедшие в землю мегалитические обломки статуи Сталина. Шедевральная визуальная квинтэссенция поздней советской эпохи). Строки книг Ефремова издевательски подчеркивали происходящее за окном:
- бесконечные изнуряющие очереди,
- тотальный дефицит,
- общение только с "нужными" людьми,
- разбитые неторопкие чудища, которые отчего-то назывались трамваи и автобусы, но в повседневности они носили более точное определение (скотовозы),
- хамство от уровня уборщицы и до самых высоких кабинетов,
- люди-потребители в самом прямом смысле слова,
- повсюду грязь,
- всеобщее равнодушие и покорность,
- психоделическое депрессивное кино и фантасмагорическая готическая литература,
- унылая бетонная архитектура и прочее, прочее
Достаточно посмотреть внешне оптимистичные фильмы "Гараж", "Афоня", "Служебный роман", "Криминальный талант", "Ирония судьбы...", а также фильмы времен перестройки (самый яркий - "Маленькая Вера"), чтобы отчетливо представить картину того, ушедшего мира
Писатель-фантаст Иван Антонович ЕФРЕМОВ (предпочитал латинизировать свою фамилию - Jefremov) Российский палеонтолог и писатель-фантаст родился 9 апреля / 22 апреля 1908 в Вырице, Петербургской губернии (согласно метрической книге Воскресенской церкви посёлка Суйда Царскосельского уезда). Со школьных лет знал немецкий язык и английский; знанию языков учёный придавал большое значение. Его квартира была завалена книгами на множестве языков. В начале 1950-х годов популярный поэт в шуточном стихотворении описал Ефремова как «иностранца в душе», модника и англомана. Во всем мире Ефремов считается одним из самых ярких представителей жанра послевоенного советского фэнтези.
1914 - переезд Ефремовых в Бердянск в связи с болезнью младшего сына Василия. Начало учебы Ивана в гимназии.
1917 - развод родителей Ивана Ефремова.
1918 - переезд матери с детьми в Херсон.
1920- 1921 - участие Ивана Ефремова в Гражданской войне.
1921 - 1923 - учеба в 23-й единой трудовой школе Петрограда.
1923, 18 марта - встреча с П.П. Сушкиным, начало занятий палеонтологией.
Иван Ефремов. По этой фотографии ряд исследователей пришли к выводу, что писатель состоял в тайном обществе, символом которого были рыцари и кресты (или в нескольких) |
1924 - 1926 - Ефремов — вольный слушатель, позже студент биологического факультета Ленинградского университета.
1925 - орнитологическая экспедиция в Талмыш под Ленкоранью (Азербайджан), плавание по Каспийскому морю в качестве командира катера лоцманской дистанции. Начало работы препаратором в Геологическом музее АН СССР.
1926 - Тургайская палеонтологическая экспедиция. Палеонтологическая экспедиция на гору Большое Богдо в Прикаспии.
1927 - палеонтологическая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга. Прекращение учебы в университете.
1928 - вторая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга. Вторая экспедиция на гору Большое Богдо.
1929 - экспедиция в Среднюю Азию. Экспедиция в Каргалинские рудники.
1930 - Урало-Двинская геологическая экспедиция. Ефремов становится сотрудником Палеозоологического института АН СССР.
1931 - начальник отряда Нижне-Амурской геологической экспедиции.
1932 - научный сотрудник первого разряда в Палеозоологическом институте АН СССР. Олёкмо-Тындинская геологическая экспедиция. Поступил в Ленинградский горный институт.
1934 - Волжско-Камская палеонтологическая экспедиция. Начальник Верхне-Чарской партии Забайкальской комплексной экспедиции АН СССР. Геологические исследования в бассейне р. Чары, Олекмы, Хани и Токко.
1935 - палеонтологические раскопки у села Ишеево, Татария. Присуждение Ефремову ученой степени кандидата биологических наук за совокупность работ по палеонтологии. Переезд Палеозоологического института АН СССР в Москву.
1936 - палеонтологические раскопки у села Ишеево, Татария. Женитьба Ефремова на Елене Дометьевне Конжуковой. Рождение сына Аллана.
1937 - получение диплома об окончании Ленинградского горного института с отличием. Участие в XVII Международном геологическом конгрессе.
1932–1935 гг. - Ефремов заканчивает Ленинградский геологический институт заочно.
Иван Ефремов с розой. Фотография сопровождается автографом |
Вторая жена Ивана Ефремова, Елена Дометьевна Конжукова |
1937–1959 - заведующий лабораторией низших позвоночных Палеонтологического института АН СССР.
Иван Ефремов с женой и сыном Алланом |
1941 - Ефремов защищает докторскую диссертацию о наземных позвоночных средней полосы СССР «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР». После начала Великой Отечественной войны Ефремов был членом штаба эвакуации научного имущества, позже научным консультантом Уральской геологической экспедиции.
1941-1942 - начальник Приуральского отряда и научный консультант экспедиции особого назначения по выполнению срочного задания Управления тыла Красной Армии.
1942 - 1943 - эвакуация (Алма-Ата, Фрунзе). Написание первых рассказов. Присвоение профессорского звания.
1943 г. - получает звание профессора палеонтологии.
Д. Уотсон, И.А. Ефремов, Е.Д. Конжукова, К.К. Флеров, Д.В. Обручев в Палеонтологическом музее. 1940 г. |
1945 - Ефремов знакомится с известным писателем А. Н. Толстым. Ефремов избирается членом Союза писателей СССР. Написана историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены» и «Путешествие Баурджеда»). Стал членом Союза писателей СССР.
1946 - присуждение премии им. А.А. Борисяка (совместно с А.П. Быстровым) за работу «Bentosuchus sushkini Efr. - лабиринтодонт из эотриаса р. Шарженги».
1946 - 1949 - начальник Монгольской палеонтологической экспедиции АН СССР. Прошло три экспедиции.
1947 - присуждение премии Президиума АН СССР за работу «Тафономия и геологическая летопись».
1948 - награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в палеонтологии.
Иван Ефремов с сыном Алланом |
Воспитание в духе Джона Локка. Есть старый советский фильм, который просто создан как иллюстрация взаимоотношений Ивана и Аллана Ефремовых:Первый период - я был маленьким, сидел дома, отец ездил по экспедициям.Потом я несколько подрос, и когда кончил институт, мы уже ездили оба.Третий период - когда отец уже был болен, ездил я, зато всерьёз и надолго.Фактически, мы с отцом прожили вместе только одно лето 1947 года в перерыве между Монгольскими экспедициями.И вот тогда я очень много получил от отца.Он учил меня плавать, причем таким суровым методом - брал за шкирку и опускал в глубокое место.Учил кататься на двухколесном велосипеде - взял, и столкнул меня с хорошей горы.Я ехал, ревел, но все-таки ехал.Потом он учил меня искать тропинку в лесу, определять стороны света в отсутствие солнца, разжигать костер с одной спички - я не могу вам сказать, как это потом мне пригодилось в последующей деятельности - разжигать костер в дождь, в сырую погоду, из сырого материала. И многое другое. Читать созвездия на небе - то, что должен знать уважающий себя мужчина. В двенадцать лет посадил меня за руль «Студебеккера», и я учился ездить на нем, хотя почти не доставал до педалей.Но он все равно говорил: «Теперь ты отвечаешь за машину, смотри». Я не мог себе позволить съехать в кювет или врезаться в дерево, мне приходилось ехать так, как надо. Поэтому я чрезвычайно благодарен отцу за это. Этот человек с большими руками почти все умел делать. Он был хороший слесарь, плотник, мог починить практически любой прибор. И вот он тоже меня заставлял - сначала заставлял, потом я с удовольствием перенимал все это, - показывал, как направить топор, как развести пилу. Все это мужицкое, российское дело я от него воспринял. К сожалению, мне это передать некому - у меня дочь, но тем не менее, я постарался ее воспитать в таком же духе.
1946 - 1949 гг. - Ефремов - руководитель палеонтологической экспедиции АН СССР в Монголии, в пустыне Гоби.
1949 - Исторический роман «На краю Ойкумены» (авантюрное путешествие древних эллинов в Египет и Африку).
1952 - Ефремов получает Сталинскую (Государственную) премию за научную работу «Тафономия и геологическая хроника», открывающую новые направления в палеонтологии.
Иван Ефремов у машины «Дракон» в Монголии |
1954 - Ефремов опубликовал капитальное научное исследование «Фауна наземных позвоночных...». Совместно с Б.П. Вьюшковым подготовил и опубликовал «Каталог местонахождений пермских и триасовых наземных позвоночных на территории СССР». Написание повести «Тамралипта и Тиллоттама».
1955 - обострение болезни сердца, переход на временную инвалидность.
1957 - Ефремов получает почетный диплом Линнеевского общества в Лондоне.
Киноповесть "Таис Афинская", 1967 |
1958 - Член научного совета по проблеме «Фауна СССР и сопредельных территорий и акваторий». Поездка в Китайскую Народную Республику по приглашению Академии наук КНР.
1959 — Публикуется научно-фантастический рассказ Cor Serpentis, или Сердце змеи (о далеком будущем: земляне впервые посещают другие планеты в космосе). В начале 1960-х годов Ефремов сблизился с братьями Стругацкими, писатели высоко оценивали произведения друг друга, А. Стругацкий в переписке уважительно называл его «чифом».
1959 - 1962 - работа над романом «Лезвие бритвы».
Аудиоспектакль "Лезвие бритвы" (2005) |
1961 - смерть Е.Д. Конжуковой, жены И.А. Ефремова.
1962 - женитьба на Т.И. Юхневской.
1963 - журнальная публикация приключенческого и научно-популярного романа «Лезвие бритвы» (приключения в России, ЮАР, Индии, философские размышления о природе красоты, внутренних способностях человека).
1967 - награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
1968 - журнальная публикация научно-фантастического романа «Час Быка» (утопия и дистопия, описание тупикового олигархического общества и путей его спасения, философские размышления об общественном развитии). Ефремов награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
1969 - 1971 - работа над романом «Таис Афинская».
1972 - журнальная публикация исторического романа «Таис Афинская» (о Древней Греции).
Иван Ефремов. Цитаты |
1972 - Умер 5 октября. Похоронен на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.
Ефремов был трижды женат. Первая жена, Ксения Свитальская, дочь академика, на которой он, по слухам, женился из-за ее связей. Этот первый брак был заключен в начале 1930-х годов. Он был недолгим и закончился разводом.
Земноводные, пресмыкающиеся и птицы» (в соавт., 1964, М.: Наука).
Иван Ефремов. Таис Афинская. Цитаты |
Иван Ефремов. Таис Афинская. Цитаты |
Воздействие "Агни-йоги" особенно заметно в "Туманности Андромеды", где практически неприкрыто цитируются тексты Елены и Николая Константиновича Рерихов.
Фамилия Ефремова еще в семидесятые годы вычеркивалась из списка научных работ.В начале 1974 года в напечатанных тезисах докладов к XX сессии Всесоюзного палеонтологического общества, посвященной тафономии, имя Ивана Ефремова было вымарано.
Спектакль "Таис сияющая" (1998) |
Третья жена, Таисия Иосифовна Юхневская, по некоторым сведениям, активно интересовалась эзотерикой и была членом мистических сообществ. В современных российских исследованиях упоминается, что она была сотрудником КГБ невысокого ранга.
Цитата. Иван Ефремов. Звездные корабли |
У Ивана Антоновича Ефремова был широкий круг общения. В юности он познакомился с известным палеонтологом и биологом профессором Петром Петровичем Сушкиным, который оказал на него огромное влияние, помог определиться с выбором профессии ученого, стал его научным наставником. Иван по его рекомендации поступил в университет, устроился на работу в Зоологическом музее препаратором.
Иван Ефремов. Цитаты. Лезвие бритвы |
Иван Ефремов поддерживал теплые дружеские отношения со многими коллегами по научной работе, с которыми работал в музее, ездил в экспедиции по всему Советскому Союзу, а также в Монголию. Это палеонтологи Анатолий Константинович Рождественский, Борис Сергеевич Соколов, Юрий Александрович Орлов, Петр Константинович Чудинов, сотрудница палеонтологического отдела музея Мария Федоровна Лукьянова.
Лезвие бритвы. Цитаты. Иван Ефремов |
С известным биологом Алексеем Петровичем Быстровым Ивана Ефремовича связывала многолетняя дружба, они вели переписку. Дружил он и с известным советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым. Художник Николай Алексеевич Яньшинов много лет иллюстрировал все научные работы Ивана Ефремова. Художник и скульптор Ян Мартынович Эглон многие годы работал в Палеонтологическом музее, вместе с Иваном Ефремовым.
Цитаты. Лезвие бритвы. Иван Ефремов |
Также у Ивана Ефремова был талантливый ученик Борис Павлович Вьюшков, с конца 1940-х годов, когда здоровье уже не позволяло Ивану Антоновичу ездить в экспедиции, он взял на себя основную работу по их организации.
Иван Антонович вел обширную переписку с учеными и писателями из разных городов Советского Союза и некоторых зарубежных стран. Среди них всемирно известные палеонтологи Фридрих фон Хюне (Германия) и Альфред Шервуд Ромер (США).
Алан Майерс. Иван Антонович Ефремов переписывался с известным переводчиком фантастики Аланом Майерсом из Великобритании. Майерс хорошо знал русский язык. В переписке они часто обсуждали новые книги молодых авторов-фантастов. Вместе они планировали подготовить сборник советской фантастики на английском языке. Иван Ефремов поддерживал многих начинающих авторов, по возможности знакомил с их произведениями своих друзей и знакомых, в частности, он прокладывал дорогу на Запад Аркадию и Борису Стругацким.
Александр Евгеньевич Ферсман. Иван Антонович Ефремов был хорошо знаком с известным геологом и минералогом, академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом, они общались в течение двадцати лет. Ферсман был близким другом учителя Ивана Ефремова - академика Петра Петровича Сушкина. В 1925 году именно Ферсман подписал молодому Ивану Ефремову командировку в Талышские горы. В 1941 году Ферсман стал начальником Экспедиции особого назначения, в которой принимал участие Иван Ефремов.
Александр Петрович Казанцев. Александр Петрович Казанцев - известный советский писатель-фантаст. Иван Антонович Ефремов, по воспоминаниям его сына Аллана, поддерживал дружеские отношения с Александром Петровичем Казанцевым. Они часто встречались, спорили. Александр Петрович был единственным из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова, когда против того начались гонения со стороны КГБ. После смерти Ефремова Казанцев возглавил комиссию его по творческому наследию.
Алексей Петрович Быстров. Алексей Петрович Быстров - доктор биологических наук, профессор. Один из крупнейших в мире специалистов в области сравнительной анатомии, морфологии, гистологии позвоночных. С Иваном Ефремовым его связывала многолетняя дружба, они вели переписку, многие письма сохранились. Иван Ефремов выводил образ своего друга Алексея Быстрова в произведениях «Звездные корабли» (профессор Алексей Петрович Шатров) и «Лезвие бритвы» (Иван Гирин). Иван Антонович высоко ценил Быстрова как человека и ученого. После смерти А.П. Быстрова он написал:
«Если сочетание его талантов было исключительно счастливым для ученого, то не менее выдающейся была его фанатическая преданность науке, преданность, доходившая до полного самозабвения. Я не встречал человека, с таким безразличием относившегося к материальной стороне жизни, так мало значения придававшего личным невзгодам и бытовому неустройству».
Альфред Шервуд Ромер. Альфред Шервуд Ромер (Alfred Sherwood Romer) — американский палеонтолог, биолог, профессор Кембриджского университета, автор учебников по палеонтологии, остеологии пресмыкающихся, фундаментальной работы по зверообразным-пеликозаврам и многих других работ. Ромер изучал материалы по ископаемым позвоночным в США, Африке, Южной Америке, Индии, Европе и был знаком со многими палеонтологами мира. Переписка Ефремова с Ромером началась после войны. В 1970 году Ромер приехал в СССР на Международный анатомический конгресс и два великих ученых встретились в Москве на квартире Ефремова. На этой же встрече присутствовали американский профессор Олсон и Петр Чудинов, давно знакомые друг с другом. Основные интересы Ефремова и Ромера, как и двух других участников встречи, смыкались на древнейших зверообразных, и Ромер, прекрасно знавший мировые коллекции, очень высоко оценил значение наших находок. Встреча Ефремова и Ромера была единственной, но они расстались близкими друзьями.
Анатолий Константинович Рождественский. Анатолий Константинович Рождественский — советский палеонтолог, кандидат биологических наук, крупнейший спецалист по динозаврам. С Иваном Ефремовым он работал в Палеонтологическом институте, принимал участие в Монгольской палеологической экспедиции. Автор более сотни научных публикаций. Вклад ученого в развитие отечественной науки оценен правительственными наградами: медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Читателям известен по научно-популярным книгам «На поиски динозавров в Гоби», «Встречи с динозаврами» и другим.
Сэр Артур Чарльз Кларк. Сэр Артур Чарльз Кларк (англ. Sir Arthur Charles Clarke) - английский писатель, ученый, футуролог и изобретатель. Он является одним из самых известных в мире фантастов XX века. В 1999 году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему рыцарское звание (и приставку Sir к имени).
Борис Павлович Вьюшков. Борис Павлович Вьюшков - один из самых талантливых учеников Ивана Антоновича Ефремова. Его можно с основанием назвать прямым продолжением своего учителя в главном деле его научной жизни — воссоздании истории наземных позвоночных конца палеозоя - раннего мезозоя, запечатленной в древних осадочных толщах СССР. С конца 1940-х годов, когда Иван Антонович Ефремов по состоянию здоровья уже не мог выезжать в поисковые научные экспедиции, основную работу по их организации в Палеонтологическом институте АН СССР взял на себя молодой инициативный ученый Борис Вьюшков. Он был готов в любой момент выехать в любую точку страны, где были обнаружены останки древних позвоночных. Вместе с Иваном Антоновичем Ефремовым им была написана монография по итогам изучения древнейших тетрапод на территории СССР, в которой впервые была прояснена этапность их изменения и состав образуемых ими сообществ. Этот каталог местонахождений пермских и триасовых наземных позвоночных, опубликованный в 1955 году, до сих пор является настольной книгой для каждого специалиста.
Борис Сергеевич Соколов - советский и российский геолог и палеонтолог, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда (1984).
Владимир Афанасьевич Обручев. Владимир Афанасьевич Обручев — российский и советский геолог и географ, академик, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, известный писатель-фантаст, он является одним из основоположников советской фантастики. Во время научных экспедиций он открыл несколько хребтов в горах Наньшань, хребты Даурский и Борщовочный. Иван Ефремов познакомился с Обручевым еще в ленинградский период Академии наук. Владимир Обручев с 1929 по 1933 год руководил Геологическим институтом, который был расположен в том же здании, что и Палеонтологический институт, в котором начинал свою научную карьеру Иван Ефремов. Обручев возглавлял Прибайкальскую геолого-петрографическую экспедицию, в которую входил Верхне-Чарский отряд, во главе с молодым ученым Иваном Ефремовым. В послевоенное время ученые вели активную переписку, в которой обсуждали не только проблемы Монгольской палеонтологической экспедиции, но и вопросы, связанные с литературным творчеством. Он оказывал Ивану Ефремову помощь в публикации научных статей.
Владимир Иванович Дмитревский. Владимир Иванович Дмитревский - русский писатель, критик, исследователь фантастики. С Иваном Антоновичем Ефремовым он познакомился в ноябре 1957 года. Дмитревский прочитал «Туманность Андромеды» и приехал в Москву, чтобы познакомиться с автором понравившегося ему романа. Писатели стали довольно близкими друзьями. Приезжая в Ленинград, Иван Ефремов обязательно приходил в гости к семье Дмитревских, Владимир Иванович, в свою очередь, подолгу жил в Абрамцеве, на съемной даче Ивана Антоновича, после 1962 года часто приезжал в новую квартиру Ефремовых. Они вели активную переписку, в которой обсуждались самые разные вопросы, в том числе Ефремов рассказывал Дмитревскому о своих новых творческих замыслах. В начале 1960-х годов Владимир Дмитревский вместе с режиссером Евгением Шерстобитовым написал сценарий по роману «Туманность Андромеды». На тот момент у советского кинематографа не было опыта съемок фантастики, поэтому кинокартина, вышедшая на экраны в 1967 году, получилась очень далекой от яркого романа Ефремова. Критики обрушились на фильм сразу после его выхода. Иван Антонович отозвался о нем положительно, но очень сдержанно, несмотря на то что был разочарован экранизацией. Дмитревский, ожидавший от него поддержки, постепенно стал отдаляться.
Дмитрий Афанасьевич Лухманов. Дмитрий Афанасьевич Лухманов — капитан дальнего плавания, российский и советский писатель-маринист. В 1924 году он был назначен начальником Ленинградского морского техникума, созданного на базе Петроградских мореходных курсов. Иван Ефремов познакомился с ним примерно в эти годы. Для молодого Ефремова Лухманов был авторитетным учителем. В конце 1924 года перед юношей стал выбор — посвятить свою жизнь науке или морю (в то время Иван плавал на каботажном судне «Третий Интернационал» у берегов Охотского моря). Ефремов решил посоветоваться со своим учителем Лухмановым. Позднее Иван Антонович вспоминал:
«Мы сидели у него дома на Шестой линии, пили чай с вареньем. Я говорил, он слушал. Внимательно слушал, не перебивая, знаете, это большой дар — уметь слушать! - потом сказал: "Иди, Иван, в науку! А море, брат ... что ж, все равно ты его уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя". Это и решило мою судьбу».
Иван Иванович Пузанов. Иван Иванович Пузанов — русский советский зоолог и зоогеограф, путешественник, литератор, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки УССР. Иван Антонович Ефремов познакомился с профессором после Великой Отечественной войны в Крыму. У них было много общего. Оба были учениками академика Сушкина, их объединяли и интересы в научной области — биологии. Объединяла их также литературная деятельность. Они общались во время отдыха Ефремова в Крыму, во время поездок Пузанова на научные конференции в Москву. Кроме этого В течение почти десяти лет они вели активную переписку. В письмах они обсуждали научные и литературные планы, проблемы биологических наук в период господствования Т.Д. Лысенко и многие другие темы.
Иван Михайлович Майский - известный советский дипломат, историк и публицист. Иван Антонович Ефремов в течение многих лет поддерживал с ним дружеские отношения, вел активную переписку.
Мария Федоровна Лукьянова. Мария Федоровна Лукьянова (1906—1979) — сотрудница Палеонтологического института АН СССР, она работала в лаборатории низших позвоночных, которой руководил Иван Антонович Ефремов. Она работала препаратором и раскопщиком, принимала участие во многих палеонтологических экспедициях вместе с Ефремовым, в том числе и в монгольскую пустыню Гоби, она была не только коллегой Ефремова, но и его другом. Мария Федоровна пришла на работу в лабораторию Ефремова в 1937 году, а уже через год работала с ним в Татарии на раскопках. Искусный и аккуратный препаратор, Мария Федоровна была ценным работником. Одной из первых ее удач была обработка материалов из Ишеева. Ей попался череп уникального животного, позднее названного Ефремовым лантанозухом. Иван Антонович оценил точность обработки материала и после этого случая поручал Марии Федоровне работу любой сложности. Трудно учесть количество черепов и скелетов, отпрепарированных ею за многие годы работы в институте. Она обрабатывала пермские фауны и материалы с р. Мезени, из Башкирии и Поволжья, Монгольской и Китайской палеонтологических экспедиций, материалы по земноводным и пресмыкающимся из Очёра и фауну медистых песчаников Приуралья. Иван Антонович Ефремов в своих произведениях умел быть благодарным и отдавал должное своим коллегам. Черноглазая веселая певунья и хохотушка Маруся из «Тени минувшего», опытный раскопщик и препаратор, заботливый товарищ в «Дороге Ветров», эти образы — дань уважения скромной труженице науке Марии Федоровне Лукьяновой.
Михаил Михайлович Герасимов. Михаил Михайлович Герасимов — советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков — так называемого «метода Герасимова». С Иваном Антоновичем Ефремовым его связывали дружеские отношения. Познакомились они после войны в Москве. Часто встречались у Ефремова на квартире или в Палеонтологическом музее, где не спеша прогуливались между витринами, обсуждали детали строения скелетов и внешний облик вымерших животных.
Николай Алексеевич Яньшинов. Николай Алексеевич Яньшинов — художник-график, более четверти века он иллюстрировал почти все статьи и монографии Ивана Антоновича Ефремова, Юрия Александровича Орлова, К.К. Флерова и других специалистов по позвоночным ископаемым. Яньшинов родился в 1905 году. С Иваном Ефремовым они были знакомы с детства, усадьбы их родителей в Вырице находились рядом. В Палеонтологический институт его директор А.А. Борисяк принял Яньшинова на работу по рекомендации Ивана Антоновича Ефремова. Между ними были довольно теплые дружеские отношения. Ефремов шутливо называл Яньшинова «старым комодом», сам же, по словам последнего, был «Иваном Ядреновичем». Умер Яньшинов в 1975 году.
Цитаты. Лезвие бритвы. Иван Ефремов |
Петр Константинович Чудинов. Петр Константинович Чудинов — геолог, палеонтолог, специалист в области палеогерпетологии пермского периода. Под руководством Ивана Антоновича Ефремова защитил кандидатскую диссертацию «Котилозавры из верхней перми». Петр Константинович был очень привязан к Ефремову и оставался верен его памяти до конца своих дней. После смерти Ефремова он был одним из немногих противостявших попыткам замолчать имя и дела Ефремова. Подчеркивая значение Ефремова в своей научной биографии, Петр Константинович скромно приуменьшал собственные выдающиеся достижения. Петр Константинович Чудинов написал много статей о своем наставнике и монографию «Иван Антонович Ефремов» (1987), стал редактором тома его научной переписки, изданного Академией Наук. В течение многих лет он был организатором и участником конференций памяти Ефремова.
«Приходите, но не на квартиру, а в Геологический музей. Мы побеседуем, а кстати, вы кое-что увидите...»Встреча состоялась 18 марта 1923 г. Сушкин провел Ефремова по залам музея, показал гигантские скелеты древних ящеров. Сушкин увидел интерес юноши к палеонтологии, и хотя в музее не было в тот момент вакансий, он посоветовал Ефремову поступать в университет. При первой же возможности Петр Петрович взял Ивана Ефремова на работу и в дальнейшем поддерживал его во всех начинаниях, стал его научным наставником.
Спартак Фатыхович Ахметов. Спартак Фатыхович Ахметов - известный советский писатель-фантаст, поэт, ученый-геолог и переводчик. Свои произведения он писал под псевдонимами: Селям Алейкум, Александр Лейкин, С. Ахов, И. Сабко. В течение многих лет он был в дружеских отношениях с Иваном Антоновичем Ефремовым, часто бывал у него дома. Вечером 4 октября 1972 года, за день до смерти Ивана Ефремова он был у него в гостях. В 1978 году, ко дню 70-летия со дня рождения Ивана Ефремова написал о нем очерк «Броненосец с пробоиной под ватерлинией», в котором рассказал о последней их встрече. Сферой научной деятельности Ахметова была экспериментальная минералогия и выращивание искусственных кристаллов. За свою жизнь он написал более двухсот научных работ, в 1966 году стал кандидатом геолого-минералогических наук, на его счету двадцать изобретений в области минералогии. Большая часть фантастических произведений Ахметова связана с геммологией - наукой, изучающей самоцветы: повести «Алмаз "Шах"» (1980), «Лифт до Юпитера» (1983), «День Венеры» (1982), «Сигналы жизни» (1985) и других. В 1989 году вступил в Союз писателей России. Награжден медалью «Ветеран труда». Был постановщиком и автором сценариев телеспектаклей по произведениям А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Охота на Большую Медведицу». Кроме этого, он переводил на русский язык произведения татарских, казахских, узбекских, таджикских поэтов и писателей.
Эверет Клэр Олсон. Эверет Клэр Олсон - американский зоолог, геолог и палеонтолог, профессор Калифорнийского университета. В круг его интересов входило изучение древнейших ископаемых пермских позвоночных. Профессор Э.К. Олсон с некоторыми сокращениями перевел «Каталог местонахождений пермских и триасовых наземных позвоночных СССР», написанный Иваном Ефремовым, на английский язык, эта работа была опубликована в США и послужила прототипом для классификации пермских местонахождений Северной Америки. С Иваном Ефремовым их связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. Американский палеонтолог несколько раз приезжал в Советский Союз для того, чтобы встретиться с Иваном Ефремовым. Олсон написал книгу «Другая сторона медали», с подзаголовком «Размышления палеонтолога о научном мастерстве и прозорливости». Она была опубликована в США в 1990 году. Первая часть книги посвящена американским палеонтологам, а вторая основана на переписке ученого с Иваном Ефремовым. Эта переписка началась в 1956 году и продолжалась в течение многих лет. В своей книге Олсон говорит:
«Ученый, философ, писатель и русский до глубины души, профессор Иван Антонович Ефремов представлялся мне уникальным явлением в обществе, где, как мне казалось, такой свободный творческий дух просто не мог существовать».
Ян Мартынович Эглон. Ян Мартынович Эглон — художник-скульптор и резчик по дереву. Он родился в 1888 году. В палеонтологию пришел вскоре после Ивана Ефремова. В музее Палеонтологического института в Мосвке трудно найти скелет, в котором отсутствуют «детали», сделанные этим талантливым реставратором. Сотрудники с долей юмора иногда говорили, что без мастерства Эглона не было бы музея. Его слепки самых разнообразных животных выставлены во многих музеях мира. Мастерство Эглона как резчика по дереву, скульптора и раскопщика не знало границ: касалось ли это взятия монолитов (блоков породы со скелетом или костями) на раскопках или изготовления слепков, муляжей в мастерской. Постоянный спутник Ивана Антоновича по палеонтологическим экспедициям, в том числе и в Гоби, Эглон выведен в рассказе «Тень минувшего» и в очерках «Дорога Ветров». Умер в 1971 году.
Художественное наследие писателя
1942-1943 - Первый сборник рассказов.
1944 - Второй рассказ
Гернсбак в 1915 году впервые употребил в журнале в значении «научная фантастика» термин «scientifiction», соединив воедино слова «scientific» и «fiction». Этот термин впоследствии закрепился в английском языке как «science fiction». Писатель считался новатором, генератором новых идей и тем, которые стали понятны и общеупотребимы в научной фантастике гораздо позже. Современники часто пренебрегали им из-за того, что большинство критиков называют низким художественным качеством. Брайан Олдисс отзывался о его книгах как о «безвкусных безграмотных сказках» и «жалких выдумках». Лестер дель Рей писал о его текстах, как о чем-то «просто ужасном». Большинство современных Гернсбаку критиков не могли сказать ничего положительного об этом авторе. Но критик-фантаст Гэри Вестфаль считал его романы «важными текстами для всех исследований научной фантастики».
Малоизвестно, что его более зрелые произведения, такие как «Час Быка» и «Лезвие бритвы», были занесены в черный список во время сталинского управления. Ефремовское толкование справедливого и сбалансированного общества резко расходилось с государственной пропагандой того времени.
Поклонникам Ефремова писатель известен своим тщательным научным анализом, изучением искусства и истории, упором на физическую и интеллектуальную гармонию и сильными женскими персонажами.
Через двенадцать лет после выхода «Туманности Андромеды» появился «Час Быка», последнее фантастическое произведение Ивана Ефремова. Книга не является прямым продолжением "Туманности Андромеды". Но действие этого романа явно происходит в той же вселенной. Но в будущем. Правда, на западе есть мнение, что книга повествует о прошлом. Согласно этой версии «Час Быка» раскрывает схему и механизмы оккупации Российской империи. В пользу этого мнения могут говорить сходные мотивы в творчестве Юрия Олеши (роман "Зависть", экранизация "Строгий юноша"):
Эпоха Великого Кольца сменилась Эпохой Прикосновений Рук. Современный космический корабль «Тёмное пламя» с его более эффективным способом передвижения смог достичь планеты Торманс, на которой поселились земляне, покинувшие свой мир.
Час быка. Иван Ефремов. Цитаты |
Созданное ими за тысячелетия общество экипажем «Темного пламени» расценено как самая настоящая антиутопия. Социум на Тормансе воспроизводит то, какой была Земля до прихода коммунистической гармонии: преобладали человеческие инстинкты, богатства извлекаемые за счет истощаемой экосистемы, распределяются неравномерно. Здесь железным кулаком правит олигархия, используя пропаганду и разделяя своих подданных на две антагонистические группы: Джи (долгоживущие, образованные граждане) и Кжи (короткоживущие граждане, для которых применяется запрограммированная эвтаназия).
Час быка. Иван Ефремов. Цитаты |
Фай Родис, руководитель миссии, предварительно изучив жизнь на Тормансе, с частью команды связывается туземцами. Им удается установить контакт с лидерами, во главе с Чойо Чагасом, и внедриться в общество, чтобы лучше понять социальную модель Торманса. Фай Родис планирует способствовать просвещению группы жителей, которые затем смогут подготовить революцию и направить эволюцию общества к прогрессивной цели, основанной на образовании. Но, несмотря на всю свою самоотверженность, члены экипажа «Темного пламени» сталкиваются с двуличием олигархов и агрессией тормансиан.
Власти Торманса правят с помощью психологического надзора, пресекающего любое сопротивление. Наука тормансиан активно использует генетические манипуляции с целью улучшения человеческого вида или создания искусственных продуктов питания: мяса, а также синтетического молока и яиц.
Час быка. Иван Ефремов. Цитаты |
В социальной контрмодели, представленной планетой Торманс, осуждаются два эволюционных тупика, две формы олигархии: форма государственного капитализма, прямо ведущая к фашизму (Соединенные Штаты), и форма социализма, отождествляемая с Китаем, именуемая «псевдосоциализмом-муравейником».
"Час быка", если и содержит некоторые сомнения относительно успеха коммунистической модели, тем не менее раскрывает перед читателем веру автора в прогрессивную силу коммунизма, который в картине мира автора соотносится с той стратегией поведения, когда люди думают о других прежде, чем о себе. Эта мысль заложена и в название: час быка в монгольской мифологии - время последней атаки зла перед рассветом.
Час быка. Иван Ефремов. Цитаты |
Интересные факты
В автобиографиях Иван Ефремов всегда указывал 1907 год рождения, но его биографы утверждают, что, согласно метрическим книгам, он родился в 1908 году, а затем добавил себе возраст, чтобы раньше начать работать. По этой причине все юбилейные даты ученого и писателя отмечаются дважды.
* * *
Из-за «неправильного» социального происхождения (Иван Ефремов был сыном богатого лесопромышленника и купца Антипа Ефремова) в 1930-х годах Ефремова не приняли в ряды Коммунистической партии. Его супруга Т.И. Ефремова рассказывала, что намного позднее, уже после публикации книги «Туманность Андромеды» писателю предложили вступить в партию, но тут уж он сам отказался: «Социальное происхождение не изменилось», - ответил.
Цитаты. Час быка. Иван Ефремов |
* * *
Ефремов стал прототипом Федора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В одном из интервью с Борисом Стругацким читатели задали вопрос:
«Когда-то давно в Интервью Вы вспоминали манеру говорить Ивана Ефремова. Вопрос: не повлиял ли Ефремов на образ Федора Симеоновича Киврина в ПНС: "П-проклятье, опять ч-червивое сделал"»?
«Безусловно! Федор Симеонович писался именно и только с Ивана Антоновича. По-моему, получилось очень похоже».
* * *
По словам Любови Печерикиной, часто помогавшей по хозяйству вдове Максимилиана Волошина, автор романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинская» часто приезжал в Коктебель, чтобы писать свои произведения.
Цитаты. Час быка. Иван Ефремов |
* * *
В 1940-е годы Ефремов разработал тафономию - учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. За эту работу он был удостоен Сталинской премии.
* * *
В 1955 году на «Ереванской киностудии» был снят художественный фильм «Призраки покидают вершины». Режиссеры кинокартины: Эразм Карамян и Степан Кеворков, авторы сценария: Эразм Карамян и Григорий Колтунов. Сюжет фильма очень напоминает рассказ Ивана Ефремова «Озеро горных духов», написанный им в 1944-м и опубликованный в 1946 году. Основная сюжетная линия рассказа Ефремова — труднодоступное озеро в горах, таинственные тени над ним, которые местные жители называют «горными духами». Напрасные попытки немногочисленных смельчаков попасть в место их обитания, а затем успешная экспедиция геологов, открывшая ртутное озеро, которое и было причиной этого необычного явления. Разница между сюжетами рассказа и фильма заключается только в географическом положении озера и в именах действующих лиц, да в некоторых художественных деталях фильма. Очевидно, что сценарий картины был написан по мотивам рассказа Ефремова. Но, к сожалению, по неизвестным причинам создатели фильма не сочли нужным упомянуть автора рассказа. На сходство сюжетов сразу же обратили внимание зрители.
* * *
В 1962 году Иван Ефремов в статье «Наука и научная фантастика» привел три основных разновидности дешевой бульварной литературы:
- БЕМ (Bug and Monster) - о гигантских насекомых и чудовищах, вторгающихся на Землю из Космоса;
- ЭмЭс (Mad Scientist) - о безумных ученых, открывающих ужаснейшие способы истребления людей;
- Ю.Л. (Upheaval Literature) - литература катастроф, непременно случающихся с нашей бедной Землей или с иными планетами.
Через много лет после этого Аркадий Стругацкий (под псевдонимом С. Ярославцев) написал сказку «Экспедиция в преисподнюю», в которой основные силы вражеской Планеты Негодяев представляли именно злобные насекомые и чудовища: Кровожадная Сколопендра, Великий Спрут, тарантулы и прочие зверюги. Среди пришельцев на Землю были также удивительные существа: мохнатый Мээс (странная тварь, похожая одновременно на пингвина, слона, летучую мышь и кролика), у которого эти самые «МС» расшифровывались как «Мерзкий Старикашка» и двуглавый Юл. Нет никаких сомнений, что таким образом Аркадий Стругацкий весело вспомнил давнюю статью Ивана Ефремова.
* * *
По воспоминания Аллана Ивановича, сына Ивана Антоновича Ефремова, отцу часто присылали пачки рукописей на рецензию. Однажды прислали роман Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». Написан он был в лагерях ГУЛАГа, это была огромная рукопись, переписанная десятью разными почерками в десяти тетрадях и на оберточной бумаге. Иван Ефремов дал прочитать рукопись сыну и его другу. Аллан Ефремов вспоминал:
«Мы прочли взахлеб и высказали свой восторг отцу. Он пробил все-таки этот приключенческий роман, и тот был в конце концов издан».
Иван Ефремов. Час быка. Цитаты |
* * *
В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года советским астрономом Николаем Черных.
* * *
В честь Ивана Ефремова назван вымерший ящер ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer) - примитивный терапсид.
* * *
Повесть Ивана Ефремова «Катти Сарк» непосредственно повлияла на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
* * *
В 1947 году в журнале «Знание - сила» впервые публикуется повесть И.А. Ефремова «Звездные корабли», в котором под именем профессора Алексея Петровича Шатрова автором выведен образ его друга и известного ученого-палеонтолога Алексея Петровича Быстрова. В 1963-м в романе «Лезвие бритвы» прототипом главного героя Ивана Гирина также послужил А.П. Быстров.
Иван Ефремов. Час быка. Цитаты |
* * *
В романе «Час Быка», написанном в конце 60-х, Ефремов первым предупредил общество о грозящей человечеству социальной, экологической и нравственной катастрофе. После первой публикации роман был запрещен, изъят из библиотек и не переиздавался до конца 80-х годов.
* * *
Изданная во Франции в 1970 году 10-томная серия «Шедевры мировой фантастики» открывается романом И.А. Ефремова «Туманность Андромеды».
* * *
В 1970 году корреспондент газеты «Гудок» задал Ефремову вопрос: «Ваше увлечение в свободное время?», на что Иван Антонович неожиданно ответил:
«Не увлечение, а так, мелкая страстишка. "Собирание красавиц", как шутя называют у нас в семье. Когда нужно было иллюстрировать "Туманность Андромеды", оказалось, что художники не умеют рисовать красивых женщин. Разучились... Я стал вырезать из разных журналов фотографии, чтобы дать художникам материал. И вот у меня теперь несколько папок портретов красавиц, с которыми я не знаю, что делать...»
* * *
Роман «Час Быка» писатель поначалу хотел назвать «Долгая Заря».
Иван Ефремов. Час быка. Цитаты |
* * *
По факту смерти писателя КГБ СССР завел уголовное дело, прекращенное 4 марта 1974 года. Через месяц после смерти Ефремова КГБ (считается, что это единственный случай за всю историю органов) провел в его квартире обыск. Причины до сих не ясны, есть даже предположение, что Ефремов подозревался в связях с инопланетянами.
* * *
Иван Ефремов был левшой и гордился этим: «У левши левая и правая сторона развиты одинаково», - говорил он при случае, как бы объясняя свои успехи.
* * *
В 1945 году Иван Антонович Ефремов вместе с Владимиром Афанасьевичем Обручевым воссоздал журнал путешествий и приключений «Вокруг света», который был закрыт во время войны, первое время возглавлял его редакционную коллегию. При его поддержке печатались произведения молодых фантастов, например, братьев Аркадия и Бориса Стругацких.
Иван Ефремов. Туманность Афродиты. Цитаты |
* * *
В своих произведениях Иван Антонович Ефремов описывал научные открытия, события и явления, которые на тот момент казались неосуществимыми. Но прошло совсем немного времени и многие научные предсказания Ефремова стали реальностью. Дальнейшее будущее человечества покажет, оправдается ли вера Ивана Ефремова в развитие человека.
* * *
В СССР и за рубежом произведения Ивана Ефремова издавали более 400 раз, только в нашей стране тираж его произведений приближается к 20 миллионам экземпляров.
* * *
В конце жизни Ефремов начал работать над романом «Чаша отравы». Основываясь на идее Вернадского о ноосфере, он планировал проследить пути «отравления» сознания человека и человечества в целом всеми возможными методами:
- через религию,
- СМИ и
- псевдонауку.
«Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю».
Иван Ефремов. Туманность Афродиты. Цитаты
* * *
Иван Антонович Ефремов обладал уникальной фотографической памятью. По воспоминаниям людей, которые хорошо его знали, он мог наизусть читать многие художественные произведения. В частности, Н.И. Новожилов, участник Верхне-Чарской партии Прибайкальской геологической экспедиции 1934 года, которой руководил Ефремов, вспоминал:
«У Ивана Антоновича была исключительная память. Когда мы в свободные часы лежали в сарае, он читал мне на память, не рассказывал, а именно читал. В моей полевой книжке записано 15 названий. Вот некоторые из них: "Алые паруса" и "Лоцман Битт-Бой, приносящий счастье" А.С. Грина, "Борьба за огонь" Ж. Рони-старшего, "Конец сказки" Джека Лондона, "Дитя из слоновой кости" Райдера Хаггарда, "Горизонт" Роберта Кэрса. Долго лежать в одном положении утомительно, я вертелся вокруг своей оси, и, когда отворачивался от Ивана Антоновича, создавалось впечатление, будто он читает по книге».
Иван Ефремов. Туманность Афродиты. Цитаты |
Имя Ивана Ефремова в современной научной фантастике - легендарное. Это удивительно, потому что наследие писателя несравнимо с творчеством современных писателей, или даже его американских коллег, в первую очередь, по объему.
Фантастический роман Фрэнка Герберта "Дюна" в современной поп-культуре
Гарри Гаррисон и его "Стальная крыса". Обзор технических новшеств книги. Часть 1
Гарри Гаррисон и его "Стальная крыса". Обзор технических новшеств продолжения. Часть 2
#technologies
Комментарии
Отправить комментарий